

Роль семьи в современном обществе претерпевает существенные изменения, влияющие на ее потенциал, ценности и отношение к воспитанию детей. Педагоги и психологи замечают, что воспитательный потенциал семьи снижается, а ее роль в социализации детей меняется.
Для изменения этой ситуации важно развивать сотрудничество между образовательными учреждениями и семьей. Для этого можно организовывать семейные клубы, праздники, конкурсы, выставки и мастерские, в которых родители и дети могут участвовать вместе. Такое взаимодействие будет способствовать развитию семьи и укреплению ее роли в воспитании детей.
Семейный театр является эффективным средством углубления связи между педагогами, родителями и детьми. Он объединяет всех членов семьи и помогает повысить их ответственность за воспитание ребенка при поддержке педагогов. Семейный театр способствует эстетическому развитию детей и взрослых, а также пробуждает интерес к истории и культуре их родной страны.
Театральная деятельность – это источник новых знаний и эмоциональных переживаний для взрослых. Она помогает развивать адекватное восприятие действий ребенка и дает опыт совместных переживаний. Участие в изготовлении костюмов, ширм и подготовка к театральным представлениям устанавливают тесные отношения между родителями и педагогами, что становится примером для детей. Театральная деятельность также помогает осознать свое место в системе ролевых, деловых и межличностных связей, а также изменяет характер поведения, намерений и действий.
Для начала организации совместной театральной деятельности в ДОУ, нужно рассмотреть, как обучать актерскому искусству детей и взрослых.
Мы решили искать ответы на эти вопросы путем создания творческого проекта под названием "Семейный театр в детском саду".
На первом этапе организационного исследования, мы предприняли действия для определения начального уровня воспитательного потенциала семей, а также творческой активности детей и взрослых (родителей и педагогов). Мы также стремились выявить потребности и возможности семей в подготовке и проведении театральных постановок.
Главную роль играет педагог, который выполняет функции художественного руководителя, главного режиссера, дирижера и т.д. Вместе с родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками детей они создают атрибутику театрального пространства.
В каждой группе ДОУ есть театральные уголки, где можно играть пальчиковым, настольным, кукольным или теневым театром, использовать фланелеграф и другие театральные атрибуты.
Семья, находящаяся на втором этапе развития, проявляет интерес к театральному искусству и стремится расширить свои знания о нем. Они также интересуются историей и культурой своего родного края, а также новыми формами досуга, которые можно проводить в кругу семьи. В этот период все участники семейного театра активно развивают свои творческие способности на систематических занятиях в театральных мастерских. Взрослые и дети также узнают друг друга на ежегодных традиционных праздниках, которые проходят зимой, весной, летом и осенью. В ходе этих праздников они участвуют в играх и хороводах, основанных на традициях и обрядах.
Воспитанники, их семьи и участники праздников имели возможность принять участие в таких мероприятиях, как «Праздник Осени», «Новый год», «Открой ворота, пришла коляда», «Широкая Масленица», «Встреча весны с зимой» и т.д.. Через эти мероприятия они могут изучать песенное творчество своего народа, его традиции и особенности подготовки к различным праздникам.
Сотрудничество с родителями стимулируется педагогом, который направляет их от объективной позиции к субъективной. В результате этого содействия родители переходят на позицию понимания, осознания и развития своих способностей воспитания. Далее, на последнем этапе, семьи сами реализуют свои творческие проекты, как в детском саду, так и дома, объединяясь с другими семьями и педагогами. В этот момент проводится анализ совместных достижений и исследуется уровень развития воспитательного потенциала семей. Также оцениваются результаты взаимодействия между ДОУ и родителями через совместную театральную деятельность.
Мы совместными усилиями педагогов, детей и родителей поставили несколько сказок. Это позволяет сделать вывод о том, что использование семейного театра в детском саду как технологии развития воспитательного потенциала семьи дошкольника способствует решению важных задач семейного воспитания. Она помогает гармонизировать отношения между детьми и родителями на всех этапах их развития, а также позволяет родителям и детям активно участвовать в театральной деятельности и домашних постановках.
Построение взаимоотношений родителей с детьми, основанное на принципах уважения, доверия и открытости, является важным этапом их развития. Они переходят от простого "проживания рядом" к созданию совместных праздников в детском саду и домашних театральных постановок. Это помогает сблизить членов семьи и развить доверительные отношения с педагогами. Вместо ситуативного воздействия на ребенка они предлагают систематический и содержательный досуг, который эмоционально наполняет и способствует развитию семейных отношений. Участие в таких деятельностях помогает повысить воспитательный потенциал семьи и перейти на более высокий уровень развития семейных отношений.
Активное участие родителей в театральных постановках проявляется в разных формах: они выступают, помогают оформить сцену и создать костюмы. Вместе с ребенком они обсуждают особенности роли, которую он должен сыграть, и после спектакля обсуждают результаты. В результате такого взаимодействия дети стали более общительными, они активно участвуют в праздниках и с удовольствием играют индивидуальные роли в детском саду и в домашних спектаклях.